Гонщики | |
Курсивом отмечены гонщики, |
| Морис ТринтиньянTrintignant, Maurice |
![]() (c) 'Who is Who' by Steve Small, 2000 Родился: 30.10.1917 Сент-Сесиль-ле-Винь, Воклюз Умер: 13.02.2005 Ним Сезонов в Ф1: Лет в Ф1: 15 Гран При: Старты: 81* *не стартовал: 10 Победы: подряд: Подиумы: подряд: 2 Поул-позиции: подряд: Первый ряд: подряд: Быстрые круги: подряд: Лучший финиш: Лучший старт: 3 Дубли: Хет-трики: Лидирование старт/финиш: Большие шлемы: Круги: лидирования: 78 Километры: лидирования: Ф1: 1950-1964 24 часа Ле-Мана: 1949-1965 Champ Car: 1958 Targa Florio: 1961 |
Год | Команда | Шасси |
Морис был младшим из пяти сыновей зажиточного владельца виноградника и, по примеру троих своих братьев, увлекся автогонками. Несмотря на смерть Луи в Пероне в 1933 г., он не смог устоять перед желанием пять лет спустя сесть за руль спортивного Bugatti, принадлежавшего его несчастному брату. На Гран При По он занял пятое место, а в 1939 г. одержал победу на Гран При де Фронтир в Шимэ, после чего война прервала на время его гоночную деятельность. После войны Тринтиньян вывел свой верный Bugatti на первую же гонку, проводившуюся в Булонском лесу. К сожалению, у машины внезапно возникли проблемы с подачей топлива; как выяснилось позднее, причиной тому были крысы, забравшиеся в бак автомобиля, пока тот вынужденно простаивал в годы войны, и забившие бензопровод продуктами своей жизнедеятельности. Это стало причиной всеобщего веселья, а к Морису с тех пор приклеилось прозвище 'Le Petoulet' («Какашка»), к которому он, впрочем, относился весьма незлобиво.
Вскоре он сменил Bugatti на Amilcar, одержал на нем победу в Авиньоне в 1947 г., и, проведя половину сезона за рулем Delage в команде Gersac, перешел в Simca Gordini. Сезон 1948 года начался с побед в Перпиньяне и Монлери, но затем был серьезно травмирован на печально известном Гран При Швейцарии в Бремгартене, в ходе которого погибли три гонщика. Морису повезло больше. Его выбросило из развернувшегося автомобиля на самую середину трассы, и только молниеносная реакция приближавшихся Фарины, Биры и Манзона помогла им миновать распростертое тело лежавшего без сознания француза и избежать столкновения между собой. В больнице Морис провел восемь дней в коме, и жизнь его висела на волоске. В какой-то момент его даже объявили умершим, но пульс вернулся, и началось медленное выздоровление. Он вернулся в гонки в начале 1949 г. в составе Simca и стал победителем Circiut des Ramparats в Ангулеме. Казалось, последствия той аварии исчезли без следа; Тринтиньян остался в Gordini до конца сезона 1953 г., приведя маленький бледно-голубой автомобиль в победам в Женеве в 1950 г., в Альби и Кадуре в 1951 и снова в Кадуре в 1953 – в том же году он был провозглашен чемпионом Франции по автогонкам. Увы, машины Gordini славились своей ненадежностью, и все, чего ему удалось добиться в чемпионате мира по гонкам Больших призов – это три финиша на пятом месте.
После победы на Гран При Буэнос-Айреса за рулем Ferrari Розье большую часть сезона 1954 г. он провел в заводской команде, что не замедлило сказаться на улучшении результатов. Регулярно участвуя в соревнованиях чемпионата мира, Тринтиньян выиграл гонки Ф1 в Каене и Руане, а в Сиракузах и Бари был вторым. Помимо этого, вместе с Гонзалесом он одержал победу в 24 часах Ле-Мана за рулем 4,9-литровой Ferrari. В 1955 г. в Монако спокойный, уверенный пилотаж привел его к первой победе в чемпионате мира, а в гонках спортивных автомобилей вместе с Кастеллотти выиграл десятичасовую гонку в Мессине. В 1956 г. он с успехом продолжил выступать на спортивных автомобилях Ferrari, став победителем на Гран При Адагира, Дакара и Швеции. Правда, в гонках Формулы 1 все складывалось не так радужно – ему никак не удавалось показать хорошее время ни на Vanwall, ни на претенциозном, но совершенно неудачном Bugatti. В 1957 г. он стал реже появляться на трассе, правда, в гонке Ф2 Coupe de Vitesse в Реймсе за рулем Ferrari Dino V6 он финишировал победителем, а на Гран При Марокко в BRM P25 занял третье место.
Морис вновь вышел на передний план в 1958 г., когда на маленьком Cooper Роба Уолкера одержал еще одну победу на Гран При Монако и стал победителем в По и Клермон-Ферране. Он провел в команде Уолкера два года и, несмотря на то, что ему приходилось быть вторым номером после Мосса, продемонстрировал прекрасные результаты в гонках Гран При в 1959 г. – в частности, снова праздновал триумф в По. В том же году Морис занял второе место в Ле-Мане за рулем Aston Martin, а в 1960 г. из-за множества проблем, с которыми ему пришлось столкнуться в команде Формулы 1 Дэвида Брауна, был вынужден провести несколько гонок за Centro Sud. В том же сезоне он несколько раз вышел на старт в Формуле 2 за рулем собственного Cooper, и множество результативных финишей принесли ему отличное вознаграждение. Он также был награжден орденом Почетного легиона за вклад в развитие французского автоспорта, но вовсе не собирался почивать на лаврах. После непростого 1961 года он в 1962 г. вернулся к Робу Уолкеру – причиной тому послужила авария в Гудвуде, положившая конец карьере Стирлинга Мосса. Несмотря на то, что лучшие его годы уже миновали, Тринтиньян по-прежнему мог кое-чему поучить Джима Кларка, что и продемонстрировал в По, одержав свою третью победу на этой трассе.
В 1963 г. Морис практически перестал появляться на старте – казалось, он близок к тому, чтобы совсем уйти из гонок, но в 1964 г. он приобрел BRM V8 и весьма неплохо выступил на Гран При Германии, заняв пятое место и набрав, таким образом, два очка в зачете чемпионата мира – в возрасте 47 лет. Это был его последний сезон в мире Больших Призов, а свою прощальную гонку он провел в Ле-Мане в 1965 г., подведя черту под выдающейся карьерой, по ходу которой он – если не считать аварии в Бремгартене – считался одним из самых осторожных гонщиков. Он практически никогда не попадал ни в какие инциденты на трассе, а его талант «чувствовать» автомобиль, столько раз помогавший ему блестяще финишировать, высоко ценился менеджерами команд.
В своей последней гонке «Какашка» выступал на Ford GT, замыкавшем собой длинный список автомобилей, за рулем которых ему довелось посидеть – а первым был, конечно же, Type 35 GP Bugatti – и причиной его схода в 24-часовой гонке стал уж никак не крысиный помет!
(c) 'Who is Who' by Steve Small, 2000.
Перевод Анны Гидасповой
© WildSoft, 1995-2019 |